Личный сайт учителя начальных классов Фияшкиной Марины Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4] Расписание уроков [0] Наши достижения [3]
Достижения класса
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Технология проблемно - диалогического обучения в начальной школе.

Статью подготовила

                                                                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                                                                                                 МОУ ПСОШ

   Фияшкина М. А.

 

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе.

 

  В связи с введением новых образовательных стандартов возникла необходимость нового подхода к обучению детей. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

  «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я смогу запомнить.

Позволь мне сделать самому

И это станет моим навсегда»,

                        - гласит народная мудрость.         ( слайд 2).

Эту народную мудрость, по- моему, можно считать эпиграфом к проблемно- диалогическому обучению.

  Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения  ( слайд 3).

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога- коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных

   Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся (слайд 4).

     Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

       Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Таким образом, на проблемно - диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Таким образом, несколько упрощенная классификация методов обучения выглядит следующим образом (слайд 5).

Классификация методов обучения

МЕТОДЫ

ПРОБЛЕМНЫЕ

ТРАДИЦИОННЫЕ

«Классические»

«Сокращенные»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побуждающи й диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующ им приемом

Сообщение темы

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающи й к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знания

  

      Однако учебная деятельность творческого типа может иметь разный характер: в одних случаях она действительно адекватна подлинному научному творчеству, а в других является лишь его имитацией. Таким образом, дополнительным основанием для классификации проблемных методов является характер учебной деятельности. По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические" и «сокращенные».

     В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее.

Возможны три принципиально разных выхода:

1. учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему:

2. ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;

3. учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

   Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.

     К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приемом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и потому лишь имитируют творческий процесс.

 

П. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Учебная проблема существует в двух основных формах: (слайд 6)

1. как тема урока;

2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы (слайд 7)

1.  Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.  Подводящий к теме диалог;

3.  Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

     Рассмотрим эти методы подробнее. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.  Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: (слайд 8)

1. создания проблемной ситуации;

2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

3. побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

  Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.(слайды 9-11)

 

III. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

    Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

    Рассмотрим их подробнее. (слайд 12)

Побуждающий к гипотезам диалог Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1. побуждения к выдвижению гипотез;

2. принятия выдвигаемых учениками гипотез:

3. побуждения к проверке гипотез;

4. принятия предлагаемых учениками проверок.

    Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе.

Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

   При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

   Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором - добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению. При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае, учитель сам сообщает аргумент или контраргумент. При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: "Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель. Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?»

Порядок выдвижения гипотез на уроке.( слайд 14).

Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая — и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.

   При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: (слайд 15)

1. Умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. Самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

 З. Креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемное обучение (слайд 16)

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Marino4ka72 (05.02.2015)
Просмотров: 1330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz